о нас
команда
контакты
проекты
выставки
видео программы
взаимодействие
лекции
тексты
интервью




| eng | укр |





Зачем коллекционировать истории?
Театр для Диалога
Алексей Радинский
Николай Скиба
Даниэль Юри
Нина Ходоривская
Дата Чигхолашвили & Нини Палавандишвили
Клеменс Пул
Катерина Ботанова
Владимир Ус
Моника Шевчик
Ирина Соловей
Бульон
Элке Красны


Другие Места

Интервью Юлии Костеревой с Элке Красны
29 Cентября, 2012
Киев. Украина

Элке Красны – теоретик, куратор, урбанист и автор, живущая в Вене. В 2011 году была гостевой куратором в Музейном проекте гонконгской сообщества (Hong Kong Community Museum Project). В 2012 году работала в Канадском центре архитектуры (Canadian Center for Architecture) как гостевая исследовательница.




Юлия Костерева: В вашей статье к изданию «Другие Места» вы упоминаете связь между «куда» и «откуда», если можно немного подробнее об этом.

Элке Красны: Я говорила об этом, учитывая очень специфическую локальную ситуацию на улице, где я работала. Это одна из этих улиц в преобразовании. В центрально Европейских городах множество улиц, находящихся в трансформации. Я бы сказала, что этот процесс начался с новыми волнами иммиграции, направленными на города после 1989 года, с одной стороны, а с другой стороны, сам стиль жизни городских жителей, способы использования горожанами пространства города, также претерпели огромных изменений. Они больше не покупают, необходимые им товары в местных магазинах, как они делали ранее, но отправляются за покупками в торговые центры, находящиеся на периферии. Таким образом, вопросы, «куда» и «откуда» были основаны на ситуации конкретного места. Кто те люди, которые формируют пространство улицы сегодня? Откуда они пришли? Какие знания о городе, и какие городские истории они приносят с собой? Но, я думаю, на мета уровне вопросы "куда" и "откуда", в большей степени отражают наше восприятие того, из чего состоит повседневность, откуда она берется, на что мы влияем, и как мы ее формируем. Я имею в виду то, как мы отображаем эру и то, как мы расцениваем, наше месторасположение и наше направление. Вы только что упомянули, что один из ваших проектов рассматривает вопрос локального и глобального, и многие городские исследователи, а также художники используют эту формулировку локального и глобального, которые не просто сходятся вместе, но, я думаю, находятся в очень диалектических отношениях, влияния друг на друга. Я полагаю, что все местные жители, где бы они не находились в современном мире, формируют или корректируют свои связи и взаимоотношения в соответствии с тем, что ими воспринимается как глобальное. Таким образом, можно сказать, что существует столько глобальных, сколько локальных, потому что глобальное формируется из локальных ожиданий. И локальное это не только реакция на глобальное, но на самом деле, установление (составление) его. Так что это трансформационные или переходные понятия "куда" и "откуда", которыми люди управляют, и я думаю, производят снова и снова, изо дня в день.



Юлия Костерева: Насколько эти понятия связаны с понятием времени, например: "откуда" это прошлое, а "куда" это направление в будущем.

Элке Красны: Я думаю, это и то и другое. Эти понятия связаны с расположением, имеют отношение к месту, но также как вы только что заметили, это во многом и о том, откуда мы на самом деле пришли. Не только в историческом смысле, в далеком прошлом, но тоже в недалеком прошлом, если хотите, откуда вы пришли вчера, и куда вы пойдете завтра.



Юлия Костерева: Мы с вами говорили о том, что современное искусство не всегда положительно воспринимается аудиторией и не только в Украине. Какие задачи эта проблема ставит перед художниками?

Элке Красны: Я думаю, прежде всего, вопрос в том, что мы определяем как современное искусство. Ваш вопрос открывает много вопросов. Я имею в виду, вы могли бы сказать, что имеется или должен быть ускоряющийся арт-рынок, который очень-очень быстро впитывал бы все, что якобы не поддерживается. Таким образом, можно сказать, что современное это то, что является современным в силу очень быстрого, или ускоренного производства. С другой стороны, можно сказать, что многочисленная публика, в большинстве своем невосприимчива к современному искусству как таковому. Люди на самом деле не знают, как его оценивать, или, как связать это с тем, что они знали раньше. Так что я думаю, что художники, которые работают с общественными сферами, или с политически сознательными вопросами, или с практиками искусства, вовлекающими социум, или затрагивающими социальную тематику, на самом деле, на переднем крае, не только в производстве своего искусства, но и в производстве своей аудитории, на этом пути. В этом случае, я думаю, они находятся в непосредственном, иногда, может быть, даже в очень спонтанном диалоге, чтобы выяснить, чем же является это современное для них обоих, для них, как художников, но и для их аудитории. И я думаю, что если вы создаете пространство, которое я бы назвала диалоговым пространством для художников и зрителей, чтобы двигаться вперед и назад, и взаимодействовать, для формирования определенной ситуации, для меня это является очень современной практикой. Но я также думаю, что существует очень широкий спектр современных практик, которые отличаются друг от друга.



Юлия Костерева: Какова связь искусства и места, в котором оно производится? Насколько важна эта связь?

Элке Красны: Ну, если бы я отвечала на этот вопрос исходя из личного опыта, я хотел бы сказать, что я всегда стараюсь работать настолько локально, насколько это возможно. Таким образом, не имеет значения, работаете ли в новом месте, или в месте, где вы родились, для меня важно изучить, проанализировать, выяснить об этом месте так много как это возможно. И я стараюсь идти дальше, я имею в виду не останавливаться там, где я нахожусь, но подумать, вместе с другими, как можно преодолеть существующие границы, недостатки или ограничения. Поэтому, в определенном смысле очень важно знать, где вы находитесь, но, я думаю что, то "где вы находитесь" не должно также приписывать или мешать вам, думать дальше, за пределы этого. И я думаю, что именно искусство в общественном пространстве или другие культурные практики, играют важную роль в подвергании сомнению ограничений, или в формировании способов создания чего-то, что не ограничивается уже существующими рамками.



Юлия Костерева: Вы много работаете с архивами. Насколько важна для художника эта связь с предыдущей культурой, художественной традицией?

Элке Красны: Ну, мне не интересен архив с ностальгической точки зрения, я заинтересована архивом, скажем по стратегическим соображениям, тем, что можно узнать о прошлом, когда вы думаете об архиве. Когда я работала с женщинами в Ванкувере, речь не шла о создании архива для сохранения архива, но это было сделано с мыслью о том, какие на самом деле были претензии, требования, которые они имели в прошлом, и которые привели к очень серьезным политическим требованиям. Так что, в этом смысле, я думаю, даже если вы хотите, отделить себя от прошлого или если вы хотите, отрезать эту преемственность, важно знать, что там было. В противном случае вы не будете знать, чем вы на самом деле отличаетесь, или каким образом вы на самом деле подвергаете сомнению то, что было в прошлом. Опять же я не одержима прошлым по причине ностальгии, но я думаю, что знание о прошлом открывает перед вами различные критические пространства для дальнейшей работы.





За подробной информацией

обращайтесь по эл. адресу или телефону
эл. адрес: info@openplace.com.ua
тел.: + 3 8 050 186-90-95

Присоединяйтесь к нам