о нас
команда
контакты
проекты
выставки
видео программы
взаимодействие
лекции
тексты
интервью




| eng | укр |





локальные музеи в динамичном мире
открытое пространство
локальное новое глобальное


Open Place


Есть три основные причины в Украинском культурном контексте, побудившие нас к организации платформы Open Place, а именно: сужение поля художественной деятельности, самоустранение художественных сообществ от общественных процессов и утрата преемственности. Парадокс ситуации в постсоветском обществе заключается в том, что в результате реконструкции произошедшей за последнее время, была создана массовая культура, которая разрушила связи с предыдущим культурным слоем. И то, что поначалу считалось проявлением свободы, сегодня по истечению двадцати лет, превратилось в экономический источник доходов для небольшой группы людей, оставляя обществу исключительно роль потребителя.

Также имеются три вопроса, не популярные среди современных украинских кураторов, на которые мы хотим дать ответ своей работой. 1. Какое предназначение художника и куратора, в социуме, где основные модели отношений выстраиваются между вертикалью исполнительной власти сросшейся с представителями крупного бизнеса и горизонталью христианской церкви стремящейся собою заменить советскую идеологию, стать судебной властью? 2. Какая роль может быть у художественной институции в обществе, где все политические идеологии девальвированы? 3. Возможно, ли совместно с обществом, которое живет в разных социокультурных полюсах, развивать институцию, продуцируя искусство и сообща давать ответы на вопросы, что такое искусство и как оно должно выглядеть?

Вначале когда мы задали себе эти вопросы, казалось, что все это невозможно воплотить. Основное противоречие заключалось между существующими формами институций современного искусства и главными положениями программы, которую мы хотели реализовывать – а именно создавать культурный контекст, в котором общество, на равных с художником, заняло бы положение активного участника культурных событий, стало со-творцом общих ценностей, художественных явлений и культурного контекста. Но чтобы реализовать первый проект, базирующийся на таких принципах, нам довелось в свои художественные методы включить кураторские практики, и по-новому осознать понятие институции – ее основу: ролевые модели взаимоотношений и взаимодействий между куратором, художником и обществом, программный подход, а также физическое устройство.

Далее мы рассмотрим некоторые аспекты проектов, реализованных в рамках платформы Open Place, за последнее время. Все эти работы сосредоточиваются, на построении институции как медиа.

В процессе работы, над первыми проектами, выяснилось, что более результативной оказалась мобильная структура, с гибкими невидимыми рамками, содержащая в себе звенья как художественного, так и социального центра. Такая структура могла бы помещаться непосредственно, в реальный социальный контекст – вносить изменения, и устанавливать связи между различными сообществами. Существенным, моментом в развитии Open Place. стала разработка стратегии деятельности самой институции и построение ее объемно-пространственной концепции. Эта мигрирующая структура стремится к тому, что бы соединиться со своим урбанистическим повседневным окружением – присутствовать в определенном месте, и одновременно временно его изменять; принять измененные художественные, социальные, экономические условия и использовать их как отправные точки для формирования новых художественных значений, публичных стратегий и социокультурных методов. Институция в этой ситуации выступает как площадка художественной, социальной деятельности, и как отображение скрытого потенциала пространства.

Проект Пунктиры Речи (Dotted Lines of Speech) направлен на приобретение практического и художественного опыта за пределами, галерейного и студийного пространства. Этот проект, состоявший из серии арт интервенций, исследует сферы публичной коммуникации, разрабатывает концепции событийных сценариев, и на практике применяет их в общественном пространстве. К участию были приглашены художники, музыканты и литераторы из Украины и Литвы. Некоторые модели и принципы были протестированы в 2006 году в Украине, на Житнем Рынке в Киеве, и в 2007 году в Литве в Вильнюсе в кафе дома писателей. Действия имели импровизированный характер, и хотя очертания согласовывались заранее, суть формировалась во время действий. Приглашенные люди могли играть часть своей личной истории, а зрители могли стать героями. В ходе развития событий появлялось произведение, близкое по форме к публичному хэппенингу, с парадоксальной формой мышления, в котором совместные действия и коммуникация, позволяли осознать обыденную реальность с новыми ощущениями, по-новому.

Опыт первых работ показал, что для такой событийно ориентированной структуры как наша, более важным является пространство создания и исследования, чем место репрезентации. Также стало очевидным, что интервенциональнный характер институции дает более объемные результаты, чем учреждение стабильно расположенное в одном месте с четко очерченными границами.

В ходе развития Open Place возникла необходимость в разработке модели поведения, которая делала бы фигуры художника, куратора “невидимыми” и позволяла сосредоточиться на потенциале художественных практик в области пограничной зоны: между видимыми и невидимыми сферами – активными и исключенными из видимого поля сообществами. Действия в реальном социально контексте, потребовали тактик и стратегий способных вызвать на поверхность невидимые процессы, скрытые в толще сегодняшнего культурного пространства, при помощи которых можно трансформировать существующие и создавать новые взаимосвязи между обществом и художественным процессом.

В течение работы нами было создано несколько линий поведения, последовательно сменяющих друг друга после достижений определенных целей. Эти действия базировались на принципах камуфляжа и были смоделированы на основе методов работы – журналиста, антрополога, психолога и социолога. Наиболее четко эта тактика проявилась в проекте Невидимый Путь (Invisible Way), начатом как журналистское исследование социокультурного пространства Украинского Общества Слепых. Со временем проект перерос в ревизию культурного пространства взаимоотношений, межу нами художниками, которые по своей сути есть открытой структурой к миру и незрячими людьми, наиболее закрытой, социально обостренно группой с ясно обозначенными требованиями к социуму, с определенной системой ценностей и восприятием мира. По итогу проверки была сформирована цепь взаимосвязанных художественных и социальных событий, дающих возможность зрячим людям почувствовать мир незрячих людей, а незрячим возможность быть увиденными и приобщиться творчеству.

Важным этапом в развитии платформы, стал поиск соответствующего организационного языка, который позволил бы участникам принимать осознанные решения и взаимодействовать разным социокультурным группам при создании совместных работ. Для этого нам пришлось переосмыслить понятие «художественное произведение» – осознать его как аккумулятивную структуру, открытую для развития, состоящую из автономных, но взаимосвязанных уровней содержащих как художественные, так и социальные составляющие. Этот способ предполагает сотрудничество со «зрителем» и дает определенное равенство, и свободу, как художнику, так и зрителю. Миссию творца, в этой ситуации, может взять на себя куратор, художник или зритель. Невзирая на предубеждения, идеологические и политические разногласия, создать первичные условия, в которых разные сообщества смогут сотрудничать, совместно развивать произведение, определять его содержание и то, как оно должно выглядеть.

Ссылаясь на нарратив постсоветского парка, его эклектичную структуру, мы инициировали проект Start Time, лейтмотивом которого стала идея совместного развития парка. Задача заключалась в том, чтобы в процессе самоорганизации досуга разных социальных групп, найти баланс – систему взаимодействия людей с экстерьером парка, с его прошлой, настоящей и будущей культурой. Продолжая развивать предыдущие проекты, мы пригласили к сотрудничеству людей с ограниченным зрением, молодых украинских художников, а также через масс-медиа жителей и гостей города Киева, желающих принять участие в построении художественной платформы на территории «ГидроПарка», которая могла бы содержать как материальные, так и интеллектуальные проявления. Около пятидесяти людей – представителей разных социальных страт объединились для участия в программе художественной и социальной деятельности. Нами было представлено ряд артефактов, и определено несколько мест, олицетворяющих прошлую и настоящую культуру парка. Участникам было предложено на основании этих объектов и пространств, создавая или трансформируя их по необходимости, выявить другое, скрытое, или определить новое значение. В результате этого эксперимента была получена серия взаимосвязанных, пронизывающих друг друга событий, развивающихся во времени – состоящая из объектов, перфоменсов, хепенингов и спортивных состязаний, ход развития, и оценка которых определялась самими участниками. Произведение стало медиумом, дающим возможность увидеть скрытые значения парка.

Таким образом, мы рассматриваем нашу институцию как социального агента в общественном пространстве, устанавливающего границы между знанием и незнанием об общественных и творческих процессах в обществе. В заключение необходимо сказать что, невзирая на проблемы, имеющиеся в украинском культурном контексте, в социуме есть группы с колоссальным творческим потенциалом – открытые к диалогу и взаимодействию. Люфт, существующий между представительской властью и церковью, позволяет создавать ситуации и пространства, где люди могут сообща искать форму, которая была бы адекватной их природе, их ощущению прошлого, настоящего и будущего.



За подробной информацией

обращайтесь по эл. адресу или телефону
эл. адрес: info@openplace.com.ua
тел.: + 3 8 050 186-90-95

Присоединяйтесь к нам