В последние годы в мире, художественные практики все чаще начинают взаимодействовать с обществом. Формы взаимодействия также приобретают разнообразие. От использования искусства как инструмента сопротивления до изменения образа мышления людей через художественное образование, от трансформации и развития местного сообщества через художественные методы, к проведению социальной реформы с помощью художественных средств. Украина не является исключением. С начала прошлого десятилетия, с резкими изменениями в политической среде произошел подъем гражданской активности, что в свою очередь породило волну практиков культуры которые сегодня все чаще и чаще в своей работе используют методологии социально вовлеченного искусства, в то время, как образование в сфере культуры и искусства, как в государственных учреждениях, так и в частных инициативах все еще ориентируется на узкую специализацию.
С помощью нашего проекта мы надеемся осветить культурный и художественный дух партисипативного искусства, созданный нынешней политической и социальной атмосферой и преодолеть разрыв между академическим обучением и современной профессиональной художественной практикой. Кроме того, своей активностью, мы надеемся напомнить и подтвердить усилия художественного сообщества, выстраивающего свои практики на принципах социального взаимодействия, чтобы заручиться большей поддержкой среди людей – потенциальной аудитории и участников таких практик, требующих устойчивой энергии и постоянного обмена идеями и текучести знаний между людьми. В общем смысле деятельность нашей резиденции ориентирована на художников, которые заинтересованы в укреплении своих симбиотических отношений с обществом и фокусируют внимание на значении и ценности повседневной жизни. Мы уверены, что культура в такой ситуации станет более разнообразной и живой.
Резиденция базируется на понимании важности образования для построения видения развития общества, а также — как инструмента политического и социального развития. Социально ангажированное искусство, способно запускать процессы изменений в сообществах и распространять современные прогрессивные социальные взгляды (например, гендерного равенства, культуры сохранения коллективной памяти, социальной ответственности и т.д.). Молодые люди являются участниками и адресатами данной образовательной программы.
30-ти дневная образовательная резиденция социально вовлеченного искусства для молодых художников и практиков культуры из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины, имеет целью разработать проекты, которые через свои уникальные структуры смогут привлечь к взаимодействию местные сообщества, и экспертов; представить практики, которые базируются на социальном вовлечении и могут включать широкий спектр идей, методов выражения и действий, связанных со сферами: изобразительного искусства, дизайна, перформанса, медиа-искусства, кино, архитектуры, исследования, социального действия или экономики. Программа создает среду для идей и действий на равных. Стремиться изучать и производить знания и ресурсы, которые общество может использовать для переосмысления себя и развития города.
Программа резиденции включает открытые события: лекции, дискуссии по темам связанным с партисипаторными практиками с участием, местных жителей, местных специалистов, и приглашенных экспертов и художников; групповую работу: семинары, мастер-классы, портфолио ревю с участием опытных международных художников и кураторов; знакомство с контекстом города: тематические экскурсии, встречи с активистами и исследователями, представитеми общественных и художественных организаций и инициатив, которые творчески решают социально-политические проблемы и вовлекают местные сообщества, Резиденты будут разрабатывать и создавать индивидуальные и групповых художественные проекты, которые представят в ходе серии публичных презентаций.
Основные темы:
Неудобное наследие: Переосмысление истории и формирование видения будущего постиндустриальных районов; в каком виде и каким образом происходят индивидуальные воспоминания, как разделяется или замалчивается коллективный опыт, как он получает общественное признание. Какую роль может играть в этом процессе художник, и как практик культуры может помочь обществу переосмыслить «неудобное наследие».
Другие пространства: Художественные, активистские, исследовательские и образовательные инициативы которые работают с сообществами, на благо общество, часто заполняя лакуны государственных учреждений; это факт и задачи, стратегия и набор вопросов, связанных с современными художественными практиками и публичным пространством. В этой теме мы хотели бы отразить художественные, кураторские методологии которые черпают свое вдохновение в критических, социальных и коллективных способах действия для общего пользования.
Власть – общество: что такое «власть», пути и формы осуществления власти, вырабатывание новых смыслов и инновационных стратегий взаимодействия, построенных на горизонтальных связях, межсекторальном, межотраслевом подходах.
Участники резиденции
Альбина Блинова – художница, родилась в Казахстане, живет и работает в Кыргызстане. Окончила Художественное Училище им. С. Чуйкова (Бишкек, Кыргызстан). В своей художественной практике применяет живопись, графику и фотографию, сочетает традиционные и современные формы искусства — живопись и инсталляцию. Заинтересована темой прав женщин и ЛГБТ сообществ, а также, темой взаимоотношений между властью и художниками. Участница международной выставки Феминнале ’19 (Бишкек, Кыргызстан).
Александр Адамов — художник. Родился в 1996 году в городе Могилев, Беларусь. Окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств. Имеет степени бакалавра (культуролог-менеджер) и магистра (искусствоведение). Основные медиа – живопись, фотография, видео. Исследует различные аспекты массовой культуры. Темы, которые интересуют: абсурд повседневности, провокация, игры в культуре. Участник выставок: ОК Адамов (онлайн-выставка при поддержке Культурный хаб Ок16: adamov.by) (2020); «Не заступай за поля» Минск, Ок16 и параллельная программа Биеннале молодого искусства, Харьков (Украина) (2019); «Взгляни на дом свой» Минск, Галерея университета культуры, «Вцехованные» Минск, Ок16 (2018).
Александра Новак – художница и активистка. Родилась в 1990 году в Украине, живет и работает в Приднестровье. Окончила профильный факультет декоративно-прикладного искусства в Приднестровье. Работает в направлениях социально-вовлеченного искусства, стрит-арта. В данный момент участвует в проектах защищающих права человека. Исследует темы идентичности, гендера, дискриминации, ментальности и культуры, психологии и социума, публичных пространств как арены для высказывания, экологии и развития среды. Сфера интересов: направления современного искусства, цивилизация, децентрализация культуры, культурная среда.
Антон Ткаченко – художник, куратор. Родился в 1994 году в городе Харьков, Украина. Учился в Национальном университете строительства и архитектуры. Имеет степень бакалавра, по специальности архитектура. Работает в «жанре персонального гуманизма». Исследует персональную и коллективную память, деятельность самоорганизованных пространств и идею города. Соорганизатор Гараж «127». Избранные выставки: персональная выставка «Все хорошо» Артсвит, Днепр, Украина (2020); персональная онлайн выставка «1234567…» (2020); проект «галерейный мальчик» (2020); персональная выставка «Номенклатура» Харьковская Муниципальная галерея, Харьков, Украина (2019). Участник фестивалей МУХи и НонСтопМедиа.
Ано Джишкариани – художница, дизайнерка, родилась в Тбилиси, Грузия. Окончила Школу визуального искусства, архитектуры и дизайна (VAADS) Свободного университета Тбилиси со степенью бакалавра в области дизайна интерьера. В последний год бакалавриата училась в школе Autograf в Париже по специальности экологичный дизайн. Работает в области дизайна интерьеров и продуктов, а также в различных средах, таких как site-specific инсталляции, объекты, фотография. Ано исследует различные аспекты юзабилити и определения пространства, от анализа пространства в архитектурном контексте до вовлеченности и передачи его для социальных вопросов. Участница выставок в Австрии, Франции, Грузии.
Арина Казак – художница, дизайнерка. Родилась в Кишиневе, Молдова. Учится в техническом университете в Кишиневе, специальность промышленный дизайн. Основные медиа – инсталляция, графика , живопись и стрит-арт. Темы, которые интересуют: социально-культурная инфраструктура, связи людей и города. Участница резиденции “Fatade publice” Кишинев, Молдова и «Memory Threads : Museum and Neiberhood» Тбилиси, Грузия. Участница выставок в Молдове и Румынии.
Мишико Сулакаури – художник. Родился в 1996 году в Тбилиси, Грузия. Окончил Школу дизайна Гоги Месхишвили, получил степень бакалавра по специальности «Сценический дизайн», в настоящее время учится в Тбилисской государственной академии искусств. Работает в области визуальных искусств. Исследует взаимосвязи между обществом и городом. Фокусирует внимание на темах: постсоветское наследие, вопросы экологии, культурная антропология и эстетика Кавказа. Избранные выставки и фестивали: «Артистериум’, (2020); «70 + 127 Назад в будущее» (2020); «Art Prospect» (2020); «Все это может быть мечтой» (2020); «Нью-Йорк встречает Тбилиси: Определение различий, часть II» галерея Kunstraum LLC. Нью-Йорк, США (2020).
Хуршед Расулзода – художник. Родился в 1994 году в городе Душанбе, Таджикистан. Окончил художественный колледж им. М. Олимова а также институт искусств им. М.Турсунзода. Имеет степень бакалавра. В своих практиках использует, концептуальное искусство, перформанс и инсталляцию. Исследует психологию и реакцию зрителей на свои работы. Интересуется темой Неудобное наследие. Участник выставок в Таджикистане, Киргизстане и Молдове. Работы опубликованы: Ежегодный календарь от фонда Сороса; сборник Лучано Бенеттона «Imago Mundi»; каталог «Женские модальности».
Тико Имнадзе – художница. Родилась в 1996 году в Тбилиси, Грузия. Окончила Тбилисскую государственную академию искусств. Имеет степень бакалавра Архитектуры. Работает как мультимедиа художница. Исследует общественно-политические события, архитектуру и ее влияние на общество. Темы, которые интересуют: классовое неравенство, эксплуатация труда. Участница выставок: «Service», совместный проект Patara Gallery (2020); «Machine Whispering», In-between Conditions и Goethe Institut (2020); «Unheard Voice», Тбилисская онлайн-биеннале, проспект Руставели (2020); «Mining Blow», персональная выставка Propaganda.network, подземный переход (2018).
Эксперты
Анастасия Боженко — историк, старший преподаватель кафедры Украиноведения. Окончила Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина . Имеет степень кандидата исторических наук. Исследует индустриальное наследие г. Харькова. Также занимается активистской деятельностью в составе общественных организаций Urban Forms Center и Арт-оборона. Темы, которые интересуют: городская история, история памяти, культурное наследие. Участница проектов: Bauhaus. Zaporizhzhia, Constructivism.Kharkiv, Industrial Kharkiv, Енциклопедія архітектури України.
Ася Баздырева — искусствоведка и исследовательница. Среди ее интересов — культурная география; гуманитарные науки в контексте окружающей среды; феминистская эпистемология. С 2018 года в соавторстве с кинорежиссеркой Сольвейґ Зюсс работает над проектом Geocinema — серии кинематографических исследований, которая рассматривает изображения — в расширенном смысле от геологических формаций до современных медиа. Была стипендиаткой программы Фулбрайта (2015-17) и программы Digital Earth (2018-19). Ее работа была представлена на различных художественных и дискурсивных площадках мира, среди которых Kunsthall Trondheim, где состоялась персональная выставка Geocinema «Making of Earths» (2020), ZKM Karlsruhe в проекте «Critical Zones» (2020-21) и Guangzhou Image Triennale ( 2021). В 2020 году Geocinema был номинирован на Премию Шеринга за художественное исследование (Германия).
Дмитрий Скурихин — основатель мобильного приложения об архитектурном наследии города Харькова KharkivHeritage. Соучредитель проекта об авангардной архитектуре Харькова 20-30х годов 20 века Constructivism.Kharkiv. Имеет степень кандидата технических наук, доцент Украинского государственного университета железнодорожного транспорта. Житель района ХТЗ. Исследует историю, архитектуру, урбанистику и культуру своего района и города Харькова. Участник общественных инициатив в парке Зеленый Гай.
Елиз Палак — художница и режиссерка. Окончила университет искусств в Цюрихе и университет искусств в Берлине по специальности «кино». Ее работы, основанные на исследовании, участвовали в выставках и представлялись в различных международных контекстах. Ее недавние проекты исследуют истории миграции, обращая особое внимание на соединении времен, мест и промежуточных или переходных моментов. Кроме того Елиз организует неформальные образовательные семинары, открывающие доступ к художественным медиа-практикам.
Миро Шавалдер — художник, режиссер. Учился в F + F School for Art and Media Design в Цюрихе и изучал кинопроизводство в Academy of Fine Arts в Вене. В своей работе он исследует методы визуализации, условности документалистики и репрезентацию истории в ее пространственных измерениях. Его проекты были представлены на международных биеннале, фестивалях и выставках.
Настя Хлестова — кураторка выставок в Украине, Польше, Австрии, искусствоведка. Кураторка и основательница самоорганизованного пространства Гараж 127. Получила степень магистра истории искусств в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Руководила и курировала проекты Харьковской муниципальной галереи (2015-2020), кураторка Биеннале современного искусства NonStopMedia (2018) и других.
Наташа Чичасова —кураторка и исследовательница. Работает с темами советского наследия и стратегиями его деконструкции, институциональной критикой. Закончила специальность истории искусства в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченка. Сейчас работает в отделе современного искусства в Мыстецком Арсенале. Реализованные проекты: «Наконец-то, мы тут!» (Гожув Великопольський, Польща), «По памяти» (Одесса), «Это не музей-это завод» (Днепр).
Ольга Швыденко — харьковская архитекторка, специализируется на сохранении культурного наследия, доцент. Окончила Харьковский национальный университет строительства и архитектуры. За диссертацию «Госпром в контексте мировой архитектуры» получила степень кандидата архитектуры. Является членом профессиональных организаций ИКОМОС Украины (член бюро от Харькова) и Докомомо Украины. Участвует в проектах общественных организаций. Темы, которые интересуют: «молодое» наследие ХХ века, культурное наследие малых исторических городов, сохранение исторических парков. Принимала участие в создании историко-архитектурных опорных планов для Харькова, Мерефы, Люботина, Чугуева, Купянска и в подготовке учетной документации некоторых памятников архитектуры Харьковского региона. Соавтор номинационной формы Госпрома в Предварительный список всемирного наследия.
Татьяна Кочубинская — искусствовед, куратор современного искусства, лектор, критик. Специализируется на украинском современном искусстве. В 2016–2019 курировала Исследовательскую платформу PinchukArtCentre. Работает с вопросами ответственности, памяти и травмы, связывая советское прошлое с современным обществом. Выставки: «Вина» (2016), «Анонимное общество» (2017),«Родина в огне» (2017). Куратор премии PinchukArtCentre Prize в 2015 и 2018 годах, со-куратор премии Future Generation Art Prize в 2019 году и FGAP@Venice в рамках параллельной программы 58-й Венецианской биеннале. В 2020 году курировала первую учебно-практическую кураторскую резиденцию в Украине (по приглашению галереи «Артсвит» Днепр). Автор критических, исследовательских текстов, и интервью, соавтор специального выпуска журнала о современном искусстве Obieg «Эйфория и усталость: украинское искусство и общество после 2014».
Юрий Кручак — художник, куратор, инициатор художественной платформы Open Place. Соучредитель ГО «Платформа междисциплинарных практик Open Place». В 2011 c проектом «Артинтервенция» вошел в финал международного конкурса Henkel.ArtAward. Сфера профессиональных интересов: междисциплинарные, постартистические практики, активизация связей между художественным процессом и различными слоями современного общества. Персональные выставки: Migration in Transition. Flux Factory Gallery, Нью-Йорк, США (2018); Подземелье небес. Харьковская муниципальная галерея, Харьков, Украина (2008); Кока-Кола и священная война. Галерея «Майстерня», Киев, Украина (2004); О.Т.S.E. Галерея «НАПРОТИВ», Харьков, Украина (1999). Международные групповые выставки: Taiwan Annual, Тайбэй, Тайвань (2019); Там где сейчас. Галерея Лабиринт, Люблин, Польша (2018).
Места
Музейно-культурный комплекс УФТИ (МКК УФТИ) расположен на так называемой «старой» площадке Национального научного центра Харьковский физико-технический институт, с которой в 1928 году началась история украинского физико-технического института, и которая является знаковым для мировой физики местом с многолетней историей. Здесь было осуществлено расщепление ядра атома лития искусственно ускоренными протонами, организована первая в СССР криогенная лаборатория, где впервые в Советском Союзе были получены жидкие водород и гелий, создана всемирно известная школа теоретической физики. В разные годы здесь работали известные физики: Л.Д. Ландау, И.В. Курчатов, М.Е. Алексеевский, Л.Ф. Верещагин, Е.М. Лифшиц, И.М. Лифшиц, А.А. Слуцкин, В.Е. Иванов, Б.И. Веркин, А.А. Галкин, И.Я. Померанчук, А.Ф. Прихотько, А.Я. Усиков, С.Я. Брауде, Д.В. Волков, А.И. Ахиезер, А.Г. Ситенко, Б. Лазарев, Я.Б. Файнберг и многие другие.
Основная концепция МКК УФТИ — это сочетание работающих лабораторий с музейной экспозицией, а главная цель – популяризация науки, повышение интереса молодежи к научной работе, в том числе и через практики современного искусства.
Гараж 127 — управляемое художниками пространство, расположенное в жилом комплексе, вдали от центра города (основано в 2019 году). Гараж 127 основали и развивают кураторка Настя Хлестова и художник Антон Ткаченко. Это пространство для культурных инициатив художников и для художников, открытое для выставок, лекций, спектаклей, встреч, дискуссий и экспериментов. Основная цель и миссия Гараж 127 — создать среду, комфортную для работы и взаимодействия, поддерживая молодых художников. Идея состоит в том, чтобы сделать искусство доступным и популярным, поэтому, находясь в жилом комплексе, организаторы открыты для общения и работы с местным сообществом — жителями комплекса.
Работа Гараж 127 сосредоточена на различных форматах обмена знаниями и разработке новых инструментов для понимания настоящего и изменений будущего. С помощью резиденций, проектов, фестивалей, проведения образовательных программ, семинаров и лекций Гараж 127 открывает новые дискурсивные линии. Гараж 127 стремится к миру горизонтальных связей и отсутствия границ.
ХТЗ — индустриальный район на восточной окраине города Харьков. Район ХТЗ был построен в 1930-х годах как своеобразная проекция города будущего. Построенный вокруг Харьковского тракторного завода и названный в его честь, район создавался в основном для заводских рабочих и их семей.В 1990-х из-за спада производства, а также перехода завода из государственной в частную собственность, завод перестал играть роль объединяющего центра. Начали распадаться социальные связи, объекты социально-культурной инфраструктуры разрушались или перепрофилировались.
В настоящий момент жители района пытаются влиять на жизнь района, и активно участвовать в его развитии. Ими были инициированы ряд активностей, почти все из которых, концентрируются вокруг парка Зеленый Гай. Поскольку территория парка большая около 58 гектаров, местные жители ввели практику еженедельных субботников, во время которых были найдены заброшенные и замусоренные истоки реки Студенок. Ведутся работы по расчистке реки и восстановлению берегов.