Музей – портал для общения громады с миром

Об ипостасях современного музея – культурный аналитик Николай Скиба.

Интервью Юрия Кручака с Николаем Скибой

27 Мая, 2015
Мелитополь, Украина

 

Николай Скиба – директор Агенції культурних стратегій, участник платформы Культура 2025, специалист по креативной экономике. Воркшоп Николая назывался Музей как рассказчик историй. После встречи с музейщиками, Николай Скиба поделился впечатлениями от проекта, объяснил, почему музей может стать «окном в мир» для небольшого города, и привел примеры современных культурных институтов.

Музей как продуцент историй

— Ситуация в мелитопольском музее обнадеживает, хотя работать надо много, рамок проекта недостаточно для достижения поставленной цели, которая заключается в том, чтобы «разговорить музей». «В центре сообщества» может стать «волшебным пенделем», а траекторию дальнейшего развития будут строить сами музейщики в течение длительного времени. Главное – преодолеть стереотипы, которые въелись в головы сотрудников музея. Есть ядро, которое хочет изменений. С ним можно и нужно работать, деликатно подсказывая, как вывести музей на нужный уровень.

На воркшопе мы начали с того, что участники называли три слова, с которыми у них ассоциируется музей. Многие люди сказали, что музей должен быть интерактивным, современным, инновационным. Но те же сенсорные экраны – лишь оболочка. И эта оболочка провалится, если не будет ядра – того, ради чего музей существует, смыслов, которые музей транслирует миру. Надо создавать такое ядро, и это очень сложно.

Некоторое время мы потратили на дискуссию о разнице между историей и историями. История, как субстанция, похожая на янтарь, в который «вклеены» некие доисторические насекомые. Истории – то, что производим мы сами. Музей должен перейти от шлифовки истории к продуцированию историй, то есть, каких-то нарративов, стремлений. История не имеет конца. И надо показать эту незаконченность, открытость к продолжению.

Музей как двигатель изменений

— Сегодня проекты, как «В центре сообществ», своевременны, поскольку в Украине продолжается децентрализация, города получают больше полномочий, выбирают путь дальнейшего развития. Хорошо, если будущее городов будет прописываться в парадигме устойчивого развития. В таком случае музей может и должен стать площадкой, где различные сообщества объединяются, а культура становится ресурсом развития.

То, что мы делаем в камерном формате воркшопа, требует масштабирования и привлечения других аудиторий. Эти процессы нельзя искусственно ускорить. Иначе, образуется сообщество, которое распадется без импульса извне.

Некие спонтанные социальные процессы происходят без смыслового наполнения. Из поля зрения людей выпадает что-то существенное. Есть культурный, социальный, интеллектуальный, человеческий капиталы, и надо их сочетать. Нужно место, где их можно обнародовать. Лучше всего делать это через культурные учреждения. У города должен быть социальный центр, где община будет решать вопросы самоуправления. Думаю, постепенно такие центры будут появляться. Но, пока их нет, музей может взять на себя эту функцию, запускать определенные процессы, чтобы потом передать наработки городу. Музей – портал общения города и громады с большим миром.

Музей – один из наиболее глобализированных институтов. Фактически, нет ни одного города в мире, где бы не было музея. Музей – такой же атрибут города, как улицы с домами, торговые площади и люди. Это – пространство, через которое голос и память людей, их артефакты говорят больше, чем в быту. Функциональная вещь становится смысловым артефактом. Музей концентрирует голоса города и может направлять эту информацию дальше в мир. Нужно учиться использовать музей как средство коммуникации с миром. В этом и есть смысл проектов, вроде «В центре сообществ».

Музей как площадка для общения

— Свой воркшоп в Мелитополе я назвал «Музей как рассказчик историй». Самый распространенный тип музея в Украине – краеведческий. Такие заведения есть в каждом райцентре. Часто то, что они представляют, является монументальной историей, типичной для аналогичных музеев Украины, от Ужгорода до Донецка. Обязательно экспозиция включает момент заселения территории, природу в разных чучелах, гербариях и других «прелестях», войну с оружием и амуницией, фотографии и «уголок достижений», часто в духе социализма. В такую историю человек брошен, и в ней, как букашка в янтаре, застывает. Такой истории надо подчиняться.

Музей учит «не рыпаться», потому что за людей все решено. Этот месседж уничтожает человеческое отношение к миру, отрицает тезис, что каждый может сделать что-то важное. Задача в том, чтобы от истории перейти к историям, сопоставимым с людьми. Несмотря на насыщенность цифрами, датами, указателями, музеи оглушительно молчат. Но музей может и должен заговорить человеческим голосом, рассказывать интересные истории. Суть моего воркшопа в Мелитополе заключалась в том, чтобы музейщики поняли: они – модераторы между прошлым, настоящим и будущим, между различными сообществами.

Самая мощная вещь – человеческие ценности и убеждения. Они труднее всего поддаются изменениям. Существует зона комфорта, которую не хочется покидать. На воркшопе я пытался показать, что изменения – это драйв, шаг к новым возможностям. Для этого рассказывал, что такое музей в современном мире. Музей сегодня – пространство, где общаются различные сообщества, где можно пережить интеллектуальное приключение. Надо показать, что музей в Мелитополе также может стать такой площадкой.

Хотелось бы привлечь на воркшоп больше аудиторий. В музее посещала занятия небольшая фокусная группа. Это – минус, потому что мы не полностью использовали потенциал события. С другой стороны, новых людей могут втянуть в процесс те, кто уже присоединился к проекту. Надеюсь, другие лекции и воркшопы в рамках «В центре сообществ» раскачают общину. Тогда музей станет «ди-джеем», объединяющим разные голоса.

Музей как место учебы

— Во время воркшопа «Музей как рассказчик историй» мы осмысливали, зачем существует музей в Мелитополе, что он может сказать городу и смысл бытия самого города. Также обсуждали конкретные аудитории, которые может заинтересовать краеведческий музей. Например, студенты, предприниматели, определенное количество людей старшего возраста. Также есть туристы, но пока в Мелитополе они – экзотика.

Мы генерировали понятие, чем является Мелитополь. Сформулировали несколько определений: это – торговый город, город-предприниматель, город-перекресток, город возможностей. Затем думали, как музей может работать с такими категориями. Осмотрели экспозицию, здание, чтобы оценить возможности заведения. Стремились найти проекты, которые обращаются к разным аудиториям. Завершили воркшоп интервенциями в экспозицию, чтобы расколдовать мир «мега-истории».

Каждый музей имеет своеобразный коллектив. Существует узнаваемый типаж музейщика, но в каждом городе эти люди имеют свои особенности. Всегда есть лидеры, которые двигают процесс развития. В Мелитополе это – директор краеведческого музея, которая открыта молодежи, доверяет ей, продолжает учиться, готова воплощать новые идеи, ожидает от работников инициативы. Это обнадеживает. Другое дело, как на это реагируют сотрудники музея. Части коллектива комфортно в музейном «янтаре». И дальше многое зависит от того, как директор объяснит новую музейную политику.

Музей как место опыта

— В Украине современных музеев больше в Киеве, хотя и там все неравномерно. Так, Национальный музей истории – пример законсервированности. Также есть музей Булгакова, который сформировал экспозицию как действо. Среди нестоличных современных музеев есть заповедник «Тустань» в Львовской области. Это – уникальный объект, крепость в скале и таможня IХ-ХIII веков. Коллектив музея разработал стратегию развития, сотрудники используют любую возможность развиваться. Здесь есть неплохой магазин, проводится фестиваль. Есть и другие положительные примеры, и всюду музеи сами искали возможностей для развития.

Национальный художественный музей в 2012 году сломал попытку навязать ему руководителя. Вокруг музея образовалась активное сообщество, которое протестовало и выдвинуло позитивную программу: конкурс на должность директора, публичность и так далее. Теперь музей показывает, как переосмысливать собственное содержание. Последние проекты – «Герои. Попытка инвентаризации» и «Спецфонды» – об этом. Есть Пиросмани и Гойя, на которых придут, потому что это раскрученные имена. Музей показывает историю, формирует у людей сопротивление к превращению культуры в пропаганду. Вообще, отношение к памяти указывает на готовность работать с людьми.

Музей как коллектив личностей

— Реформирование музея следует начинать с правильной оценки сил, с постановки точных целей. Важно сформулировать свою специфику, миссию. Также важно распределить роли в команде. Часто изменения инициируют несколько лидеров. В какой-то момент нарастает дистанция между ними и другими членами команды. Нужно синхронизировать усилия и построить команду. Лучше пожертвовать скоростью преобразований в пользу качества.

Важно дать музейщикам поощрительную «морковку». Это может быть учебное путешествие, возможность заявить о себе по разным каналам. Мотивация что-то делать часто персонализированная, и любая стратегия преобразований должна включать личностный компонент. Нужно учитывать интересы конкретных людей – тогда сохраним мотивацию для изменений.

Важна ресурсная составляющая. Ошибочный путь – сразу дать много ресурсов. Также плохо, когда разогревают желание людей что-то менять при отсутствии финансовых и материальных источников. Нужно помогать музею привлекать средства на небольшие преобразования, чтобы были установлены тесные связи с сообществами города, готовыми к переменам. Возможно, нужен фасилитатор, который поможет музею стать влиятельным партнером общины. Если такие практики распространятся по городам Украины, выиграем мы все. Это окультурит публику в разных регионах страны.

Музей как «окно в мир»

— Сейчас разные города Украины активизировались, и это надо фиксировать. Возможно, нужна маркировка в публичном пространстве, которая покажет, что нового появилось в городе. Этим новым могут быть неформальные действия: фестиваль уличной еды или скейтеров, уличные музыканты, места для чтения и детских игр. Также должны быть общественные многофункциональные хабы, куда каждый может прийти с инициативой и найти, кому ее адресовать.

Широкие слои населения мало доверяют и власти, и общественным организациям, у них много вопросов к прозрачности этих структур. Изменить это можно благодаря созданию места, где общественные организации будут напрямую помогать людям решать различные проблемы, например, социальные. Такие функции часто распыляются по разным небольшим учреждениям, наступает определенный беспорядок. Надо создавать места аккумулирования общественной памяти и опыта, и чтобы люди сами их поддерживали. Различные инициативы должны вместе эксплуатировать и содержать такое место. Отчасти «точкой сборки» для активистов могут стать музеи и библиотеки. Это станет примером взаимодействия между учреждениями, которые содержатся за счет государства или города, и низовыми инициативами.

Неплоха практика создания консультационных центров. Часто люди не знают, как лучше реализовать свои способности, не знают об определенных конкурсах и программах обмена. Есть определенный алгоритм, куда и как подаваться, и этому можно учить. Это требует небольших ресурсов: человек, который работает неполный день, компьютер и интернет. Можно приходить в музей или библиотеку, чтобы узнавать, какие гранты сейчас открыты. Допустим, раз в месяц в музее будут рассказывать о возможностях за пределами маленького города. Это дает музею статус «окна в мир». Музей оказывается в центре сообщества.