Интервью Эми Брайзгел c Юлией Костеревой
2014
Киев, Украина - Абердин, Великобритания
performingtheeast.com
Политическая ситуация в Украине до сих пор мешает мне добраться до Киева, чтобы лично провести свои исследования. Поэтому я пытаюсь представить себя местной художественной сцене, делая интервью удаленно, через Skype. Единственные художники, с которыми мне удалось пообщаться до настоящего момента – Юлия Костерева и Юрий Кручак. Кроме художественной практики, они также являются соучредителями и основателями платформы Open Place (Открытое Пространство), которая посвящена – в соответствии с описанием на их веб-сайте – «развитию творческих поисков» и «созданию связей между художественным процессом и различными слоями украинского общества».
Я разговаривала с Юлей об Open Place. Меня заинтриговал характер их работы, основанный на взаимодействии и сотрудничестве. Мне интересно то, как они вовлекают окружающие сообщества в совместную работу над решением вопросов местного значения. Одна из их работ, что поразила меня – 7 Ноября (дата Октябрьской революции 1917 года). Это – художественная интервенция, которую они устроили в Женеве в 2009 году. В этой работе меня заинтриговало использование клетчатых пластиковых сумок, которые знакомы не только в Восточной Европе, но и в Западной, как аксессуар беженцев и мигрантов. Художники пригласили 20 человек, жителей Женевы, чтобы пронести 80 таких сумок, наполненных газетами, по всему городу, и, в конечном итоге, прийти к скульптуре, расположенной перед Дворцом Наций. Сама скульптура называется Сломанный Стул (Broken Chair), ее установили в поддержку международного договора о запрете использования кассетных бомб. Участники акции «отремонтировали» стул, используя сумки в качестве искусственной опоры, «четвертой ножки»
Цель акции – привлечь внимание к статусу мигрантов и в Женеве, и во всем мире. Как утверждают Юрий Кручак и Юлия Костерева, в Швейцарии у них сложилось впечатление, что их, художников из Восточной Европы, воспринимают, как «варваров». По их представлениям, это не сильно отличается от ощущений большинства мигрантов от того, как их воспринимают местные жители. Клетчатые пластиковые сумки использовали из-за их знаковых ассоциаций с иностранцами. Действительно, при перемещениях по городу они бросались в глаза, поскольку 80 подобных сумок, очень больших по размеру, блокировали вид на город из автобуса, мешали осматривать достопримечательности. Собрав эти сумки в общественном пространстве, художники сталкивали прохожих с реальностью, которую они не хотели видеть или принимать во внимание. Художники принесли сумки к стулу, чтобы восстановить его, используя скульптуру как символ «сломанной нации» или союза. Они также хотели показать, что «варвары» могут что-то исправить.
Во время действий с сумками активисты оккупировали общественное пространство и показали, что это не просто место для туризма, но и пространство для диалога. Они также дали местным жителям, которые участвовали в событии, представление о том, каково ощутить себя нежелательным в данной среде иностранцем. Юлия рассказала мне, что люди, которые участвовали в работе, казалось, действительно ощутили это. После перформанса одна женщина призналась, что во время шествия «чувствовала себя, как Христос».
Аналогичная совместная работа – Субботник. Здесь участники собрались вместе, чтобы выполнять садовые работы. Такая задача часто ассоциируется с советскими временами – эрой субботника, или обязательной коллективной работы. Во времена Советского Союза субботники включали сбор урожая картофеля, уборку завода, школы. На субботнике, который организовали Юлия и Юрий, участники сажали цветы, в соответствии с инструкциями художников. В результате получился небольшой цветочный садик в виде портрета Ленина, инициатора субботников.
Художников привлекла идея коллективной работы, поскольку, как они заявляют, «когда вы работаете за деньги, есть разница между теми, кто зарабатывает больше или меньше; когда вы работаете бесплатно, все равны». Художники выбрали такой вид деятельности из-за связи с местным контекстом, ссылаясь на большие цветочные часы в центре Женевы, о состоянии которых регулярно заботится особая служба.
Помимо проектов, сделанных в Швейцарии во время художественной резиденции, Юлия и Юрий с их платформой Open Place поддерживают современное искусство в Украине. Они отметили, что хотели бы создать альтернативу Pinchuk Art Centre, который не всегда работает с украинскими реалиями. Юлия и Юрий хотели бы создать «более гибкую структуру, которая может меняться и реализовываться во многих местах, где бы то ни было». Они также хотели бы наладить связь современного искусства с широкой общественностью, а не только с теми, кто регулярно посещает художественные события. Поэтому художники сознательно расположили свое пространство за пределами центра города.
Перформативные и партисипаторные художественные практики не имеют давних традиций в Украине, и когда я спросила Юлю об источнике их идей, она рассказала о художественных обменах, в которых она и Юрий участвовали в Харькове в 1998 году. Юлия говорила о свободе, которую им дали для работы, и о духе сотрудничества и открытого обмена, который царил среди участников из Харькова и Нюрнберга. После этого художники осознали не только важность прямого контакта со своими зрителями, но и значение обратной связи и диалога.
Как ни странно, Юлия рассказала мне, что она и Юрий сетовали на то, что украинцы были неактивны до событий 2013-2014 годов. Она сказала, что они как художники не хотят просто создавать «критическое искусство», которое только показывает проблемы и не предлагает путей развития. Она, скорее, говорила о расширении прав и возможностей людей собираться вместе, чтобы решить проблему. Если просто сокрушаться относительно реальной проблемы, это «заставляет людей чувствовать себя беспомощными», считает Юля, но, если люди «чувствуют себя свободными и образованными, то они могут решить проблему…». Позже она добавила, что «когда люди несвободны, они ощущают себя бедными, неактивными, это заставляет их чувствовать себя хуже». Таким образом, художественная практика Юлии и Юрия направлена на расширение полномочий людей, их возможностей собираться вместе, чтобы решать проблемы.
Художники работали со слепыми людьми и с людьми с различными отклонениями, чтобы создать для них более инклюзивную среду в обществе, где в противном случае они маргинализируются. [То, что люди с различными нарушениями лишены доступа к местам общественного пользования и не интегрированы в повседневную жизнь, довольно симптоматично для постсоветского пространства.] Например, Юлия и Юрий создали произведение искусства, с которым слепые люди могут взаимодействовать. Однако, прежде чем они смогли это сделать, им понадобилось установить доверительные отношения с сообществом. Поэтому художники создали карты Киева, чтобы заменить старые карты советской эпохи, которые использовались реабилитационными центрами города. Новые карты соответствовали нынешней ситуации в Киеве. Затем художники работали с волонтерами и ходили по городу вместе со слепыми людьми, чтобы они с помощью новых карт ознакомились с территориями.
Также Юлия и Юрий сделали небольшие скульптуры, которые можно было держать в одной руке и воспринимать на ощупь. Позже художники сделали инсталляцию, чтобы дать зрячим людям почувствовать, каково быть слепым. Так, они создали особую сетку: в зависимости от того, в каком квадрате этой сетки человек стоит, будут исходить различные звуки. Лай собаки, например, означает, что человеку необходимо перейти на другую клетку.
Платформа Open Place – прекрасная инициатива, которая сочетает в себе искусство и активизм. Группа работает с местными сообществами, чтобы объединить художников и граждан, чтобы решать проблемы через взаимодействие и художественную деятельность. Я с нетерпением жду дня, когда смогу посетить их лично.