Благодаря междисциплинарным центрам мы научимся мечтать профессионально

В апреле 2013 года прошла серия рабочих встреч «Архитектура возможностей». Участниками собраний стали активисты, представители художественного сообщества, менеджеры культуры и жители Киева. Цель встреч – начать сотрудничество между активистскими группами для выработки концепции многофункционального культурного центра. Своим видением проекта многофункционального центра делится Ирина Соловей

Интервью Юрия Кручака с Ириной Соловей

15 Апреля, 2013
Киев, Украина

 

Ирина Соловей соучредитель платформы социальных инноваций «Велика Ідея» и стратег развития общественной организации Garage Gang Kollektiv .

Юрий Кручак: Что есть главным при формировании междисциплинарного центра?

Ирина Соловей: В таком месте реализовываются большие инициативы, поэтому основное требование – создать некий «backbone organization», костяк организации. Одна из задач «backbone organization» – согласовывать деятельность участников согласно общей для всех агенды, порядка данного.

Другое задание костяка – создать систему индикаторов, по которым определяется, насколько проект прогрессирует. Особенно важно оценить эффективность проекта, когда речь идет о социальном изменении. Индикаторы могут быть разными для разных участников, изучив их, сервисная организация увидит общую картину. Получается, можно в любой момент оценить работу центра на различных стадиях развития.

Еще одна важная функция костяка – консолидация, способствование продуктивному разрешению конфликтов среди участников. Организация, о которой мы говорим, рассматривает конфликт как хорошую проблему, ведь обычно противоречия возникают там, где группе едва хватает компетенции, но двигаться в проблемном направлении необходимо. Также конфликтные ситуации отображают то, что в принципе свойственно комьюнити, где проект действует. Противоречия становятся источниками ценной информации для участников организации и для общества в целом, полученные знания можно применять в дальнейшем.

 

Юрий Кручак: Каков механизм анализа информации в многофункциональном центре?

Ирина Соловей: Люди, которые разрабатывают принципы фасилитации, правил успешного взаимодействия внутри сообщества, оценивают ситуацию по-разному. Знакомый мне подход рассматривает процесс как то, что непрерывно разворачивается во времени. Соответственно, люди не мыслят категориями как должно или как не должно быть, они не способны на это ответить. Говорят: как было, как есть, как может быть. Члены общества ориентированы на то, что происходит непосредственно в данном пространстве в данной точке времени, и пытаются оценить это с позиций будущего.

Это непростая работа, люди занимаются годами, чтобы обучиться этому. Определенный уровень компетенции позволяет рассмотреть определенный уровень информации, и чем компетентнее фасилитатор, тем больше он сможет увидеть. Это не всегда хорошо, потому что, принимая информацию, с ней нужно работать.

Специфика организации, которую мы обсуждаем, в том, что она самообучающаяся, она интегрирует полученные ответы в свои принципы работы, согласовывает разрозненные действия. Мне нравится использовать понятие «континуум». Один человек окончил среднюю школу, другой – университет, и об обоих можно сказать «образованный». Сначала нужно определить континуум.

У сервисных центров, о которых мы говорим, есть четкое понимание того, что у каждого проекта – свои клиентские ряды. И организаторы центров понимают, что люди, работающие над проектом – такие же потребители этого проекта, как и те, кто приобщается периодически. Также здесь знают аудиторию, которую не стремятся привлечь, умело владеют демаркетингом. Последнее важно: так, художник осознает, что его мысль может неверно толковаться определенными людьми, и тоже использует демаркетинг.

 

Юрий Кручак: Кто мог бы составить костяк сервисного центра, о котором мы говорим? Какие профессии могут быть там представлены? Каковы механизмы взаимодействия людей в этой организации?

Ирина Соловей: Одна из задач, которую постоянно приходится решать междисциплинарной организации – помощь участникам в определении зон ответственности. Составляющая успешной работы сервисных центров в том, что многое из того, что у нас происходит «по умолчанию», они не воспринимают так просто. Они определяют каждого нового участника как «entity», объекта отличной культуры, и проговаривают с ним все принципы, что работают в данном культурном пространстве. При этом оценивается, что есть ценного в той культуре, которую представляет новый человек. Например, кто-то пришел в центр из бизнеса, у него хорошее деловое мышление. Ставится вопрос: чему он может научить нас? Чем мы можем помочь друг другу?

Это сложная модель, ее еще нужно перевести на язык нашего времени. Фактически, многофункциональная организация обслуживает участников на разных уровнях взаимодействия: кто-то приходит время от времени, кто-то реализовывает большой проект. Центр координирует эти процессы, работает над сокращением стоимости вхождения в общий поток, над узнаваемостью проектов. Это очень сухо звучит, координаторы центра обязаны держать в фокусе текущие задачи организации, чувствовать каждого участника, к их роли подходит слово «фасилитатор» – они способствуют тому, что происходит.

Необходимое условие работы – ключевые участники должны регулярно встречаться. Задача сервисной организации – постоянно работать с данным сообществом людей. И если участник организации реализует проект, его обязанность – участие в регулярных встречах. Таким образом, работники центра отслеживают все взаимоотношения в организации, вовремя поднимают актуальные вопросы.

Кто может попасть в сервисный центр, зависит от того, какой проект создается. Это могут быть представители одной сферы, но тогда есть риск, что они будут рассматривать действительность только в спектре своей деятельности. Сузим процесс к миру искусства: если все участники центра – художники, которые не занимаются поиском финансирования, менеджментом, кураторством, их способность быть полезными уменьшается. Хотя в организации могут быть люди одной профессии, но с опытом работы в разных сферах.

 

Юрий Кручак: За счет каких ресурсов может существовать междисциплинарный центр?

Ирина Соловей: У меня есть конкретное видение этого вопроса, но, подчеркиваю, это – мое мнение. Я очень субъективна и допускаю: то, что я рассматриваю как потенциальную возможность, осуществимо, но не сразу, не сейчас.

Обществу необходимы пространство и люди, которые постоянно экспериментируют и генерируют идеи для практического использования. Я бы хотела, чтобы междисциплинарная организация была неким «think tank», мозговым центром для таких экспериментов. Такой «think tank» может ориентироваться на будущее, и если бизнес или целая индустрия захотят определить стратегии развития, в данном центре они найдут поддержку, смогут оценить ситуацию с разных точек. Недавно были на встрече, где в такой роли выступают экономисты, они ищут способы соединить тех, у кого есть активы и тех, у кого есть средства, потому что эти люди часто находятся в разных социальных группах, и это тормозит экономику.

Таким образом, сервисные центры помогут анализировать будущее, исследовать прикладные технологии. В общем, мы научимся мечтать профессионально.

Важный момент – принять ответственность. Так, дизайнер может придумать свой идеальный мир и разработать дизайн для предмета, уместного в этом мире – он берет ответственность за собственное творение. Этот момент мне еще не полностью ясен, но чувствую, что он очень важен, потому что, в каком-то смысле, касается нашей организации. Нам важно, чтобы города мыслили категориями своего творческого потенциала – мы сделали это отправной точкой и исследуем, как городу применить свою творческую энергию, чтобы она согласовывалась с миром. Это – некая иллюзия, но она позволяет нам утверждать: то, что мы создаем, предназначено для городов, которые хотят жить определенным способом. Мы не говорим, что так должны жить все, но мы работаем для людей, которым интересны наши идеи.

То, что не все хотят жить так, как мы придумали, мы оцениваем положительно: если мы ошибемся, будет течение, которое не позволит нам уйти не туда. Соответственно, у нас нет прямого пути, мы никогда не достигнем своего максимума, мы постоянно должны обучаться, и так мы застрахованы от абсурда.