Интервью платформы Open Place с Моникой Шевчик
26 Октября, 2013
Тбилиси, Грузия
Моника Шевчик – искусствовед, куратор выставок, директор галереи Арсенал в Белостоке, Польша. С 1990 года создает Авторскую коллекцию ІІ галереи Арсенал. Автор и куратор более 100 выставок. Среди них – «Путешествие на Восток» (The Journey to the East; галерея Арсенал, Белосток, Польша и MOCAK, Краков, Польша), «Здесь и сейчас» (Here & Now; галерея Захета, Варшава, Польша и галерея Арсенал, Белосток, Польша), «Четыре розы» (Four Roses; галерея Арсенал, Белосток, Польша), «Как разговаривать о современном искусстве» (Jak rozmawiać o sztuce współczesnej; галерея Арсенал, Белосток, Польша). В 2011 году была куратором третьего фестиваля искусств в публичном пространстве «Открытое место» в Люблине, Польша.
Open Place: Как галерея может влиять на культурную политику государства, и как политика влияет на галерею?
Моника Шевчик: Наше влияние на политику государства минимально. Мы – городская галерея в провинциальном, хотя и немаленьком городе. Единственное, что мы, пожалуй, можем делать, это – выполнять свой долг, то есть, как можно лучше представлять современное искусство, акцентируя внимание на сильных, актуальных художниках из Польши и других стран. И если Министерство культуры и национального наследия захочет сделать какие-то выводы из нашей программы, это здорово. Галерея может только кричать, подчеркивать в своем провинциальном городе, что именно эти художники, работы и проекты безумно важны, и для нас всех имеет большое значение показ настоящего прогрессивного искусства.
Open Place: Провинциальная, как Вы говорите, галерея проводит воркшопы в Тбилиси и Киеве. Складывается впечатление, что существует политика государства, которая делает такую работу возможной. Это действительно так?
Моника Шевчик: Это – мое индивидуальное решение. Меня всегда интересовала презентация польского искусства и его продвижение за рубежом, я начала заниматься этим, такая деятельность получила развитие. Потом меня перестала привлекать эта узкая тропа, работа исключительно с польским искусством. Чувствую, что наша позиция оценена министерством, они осознают, что наша галерея сильная, и доверяют нашей работе.
Относительно того, почему мы начали делать проекты за рубежом. Я веду галерею в Белостоке уже двадцать лет, и помню времена, когда замечательные польские художники недооценивались. Поэтому нужно было напомнить об их присутствии миру – там, куда мы могли поехать. Думаю, это важно для художников, для искусства и культурной политики Польши, и у нас есть безумие для этого, мы хотим это делать. Кроме того, некоторое время мы концентрируемся на искусстве Восточной Европы, искусстве государств, расположенных рядом с Польшей: Украины, Беларуси, Грузии, Армении, Молдовы. Стараемся, чтобы «Восточное партнерство», о котором много говорится в политике, действительно существовало, чтобы оно проявлялось в отношениях между художниками.
Open Place: То есть, существует внутренняя договоренность между министерством культуры и частными инициативами, определенными агентами?
Моника Шевчик: Когда я слышу «частная инициатива», то совершенно не ассоциирую себя с этим, потому что мне в голову приходят частные и коммерческие галереи, которые имеют определенную цель. Мы – не частное заведение, мы – публичная городская галерея, мы тратим государственные деньги. Мне кажется, что мы реализуем то, что министерство от нас ожидает, тем, что уже много лет делаем выставки в рамках презентации польской культуры в мире.
Также для меня важна заинтересованность искусства восточным партнерством. Польша и Швеция – два государства, которые предложили Евросоюзу идею «Восточного партнерства», в которое входят шесть стран бывшего СССР: Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Молдова и Украина. Я убеждена, что это – очень важное решение.
Open Place: Какова роль образования в культурной политике?
Моника Шевчик: Я мало занимаюсь культурной политикой… Я работаю в своей сфере, и из опыта управления галереей понимаю, что невозможно профессионально вести такое заведение, когда у него нет образовательной программы. С этими аспектами нужно работать одновременно: организовывать интересные выставки, и делать так, чтобы они «входили» в общество, чтобы их понимали, чтобы у них были реципиенты.
Образовательная программа – важный элемент бюджета и деятельности Арсенала. Вокруг каждой выставки появляется несколько образовательных событий. Кажется, общество недооценивает современное искусство, не любит и не воспринимает его. Надо убеждать людей, что на самом деле это существует для них, это – их язык, который они еще не знают. И когда они поймут этот язык, то обязательно влюбятся в него.