Игра в жизнь

«Наша главная цель – очеловечивать человечество», – утверждает участница «Театра для диалога» Нина Ходоривская

Интервью Юрия Кручака с Ниной Ходоривской и Яной Салаховой

30 Июня, 2015
Мелитополь, Украина

 

Можно соглашаться с тезисом, что жизнь – театр, можно его оспаривать, но некоторые свои поступки не мешает прорепетировать. Это доказывает практика «театра угнетенных». Нина Ходоривская и Яна Салахова – джокеры Театра для диалога, который работает по этой методике. в Мелитополе активистки провели театральный семинар для людей без актерских навыков. Участники события с помощью театральной игры изучали, что такое память, как ее конструируют и разрушают. Джокеры, то есть тренеры в «театре угнетенных», вместе с участниками подготовили сценки о памяти, истории и Мелитополе, основанные на событиях из жизни, мыслях и переживаниях реальных людей.

В интервью Нина и Яна объяснили, как через театральную игру учат людей отстаивать права, что общего у их спектаклей и древнегреческих трагедий, и подробно рассказали о работе в Мелитополе.

Как на театральных семинарах репетируют жизнь

Нина Ходоривская: Наша главная цель – очеловечивать человечество. Мы – гуманистический театр, в центре которого – человек, а не художественные традиции. Мы работаем со взглядами, проблемами, интересами людей, которые к нам приходят. Из этого формируем наши спектакли. Прописывают сценки, распределяют роли сами люди. При этом они учатся слышать друг друга. Мы предоставляем площадку и аккуратно модерируем процесс, чтобы группа до конца оставалась вместе, чтобы люди использовали эстетические методики.

Семинар начинается с серии театральных тренингов, которые мы называем играми. В ненавязчивой театральной игре люди готовы открывать грани себя, о которых не хотели думать. Сначала мы анализируем, а потом синтезируем спектакль. Во время показа зрители становятся равноценными участниками процесса. Они смотрят спектакль, а потом могут оспорить все, что там было сказано, проговорить, чего им не хватало. Также зрители могут стать на место почти любого персонажа – кроме резко негативного – и попробовать сыграть по-другому. Показать, как вести себя иначе в той или иной ситуации.

Яна Салахова: Мы работаем с методикой «театр угнетенных», которою создал бразильский режиссер Аугусто Боаль. Есть два важных момента, которые, по его мнению, должна реализовать методика. Во-первых, сделать искусство, в данном случае – искусство театра, близким для всех. Аугусто Боаль утверждал, что каждый человек – театр. Второй аспект – угнетенные как люди, лишенные права голоса. Они обладают знаниями о своей жизни, но у них нет канала, через который они могут озвучить эти знания. Мы предлагаем такой канал в виде театра. Здесь люди могут озвучить свои вопросы и проблемы. Важный аспект: в безопасном пространстве мы предлагаем людям прорепетировать поступки, которые они могут совершать в жизни. Многие игры и упражнения направлены на то, что человек не говорит, а действует с помощью тела, которое естественнее выражает его мысли и чувства. Мы пытаемся делать так, чтобы человек услышал сам себя, провоцируем его действовать через наши постановки. И вовлекаем в наши спектакли зрителей.

 

Юрий Кручак: Почему вам интересна эта методика?

Яна Салахова: Наши постановки не затрагивают системные проблемы, но на личном уровне участник нашего семинара учится менять свою жизнь. Люди учатся отстаивать свои права. Например, мы делали постановку с переселенцами, была сценка разговора с начальником. Предлагалось много стратегий, как убедить человека поменять позицию. Вскоре участницу спектакля пригласили на работу и сказали, что первое время не будут платить. После спектакля у нее появилась смелость сказать, что это неправильно. И она убедила работодателя заплатить ей. То есть, в нашем театре человек может получить полезные навыки.

«На семинаре мы репетируем демократию, а на показе – революцию»

Юрий Кручак: Насколько оправдались ваши ожидания от Мелитополя?

Яна Салахова: Рано об этом говорить. Полноценный процесс состоит из двух частей. Первая – семинар. На несколько дней мы создаем комьюнити людей, которые делятся своими историями из жизни. Мы проигрываем все это через театр, вместе горюем, решаем проблемы, и с этим сообществом формулируем вопросы, которые важно показать в постановке. Вторая часть – показ. Участники постановки – сценаристы и актеры. Они учатся принимать решения коллективно. В рамках семинара мы пытаемся моделировать ситуацию, когда голос каждого участника включен в процесс. Пытаемся учить людей работать сообща.

Нина Ходоривская: Если на семинаре мы репетируем демократию, то на показе – революцию. На семинаре через творческие методики мы подводим людей к тому, чтобы они слышали друг друга. В какой-то момент мы уходим из зала, модерации нет, все участники равноправны, и им нужно договориться об определенном сценарии. И они учатся находить общий язык без лидера. Демократия проявляется в том, что все голоса учтены, решения принимают вместе.

На показе мы представляем пессимистическую постановку в стиле древнегреческой трагедии – там герой в конце умирает. У нас герой необязательно умирает, но его положение очень плохое. У него есть некие цели, интересы, желания, но обстоятельства – часто в образе людей – уводят его от них все дальше. Во время показа мы предлагаем зрителям стать на место актеров и разобрать, как герой может повести себя, чтобы не быть затравленным силами судьбы, как греческие персонажи, а обрести желаемое. На сцене мы не можем сделать революцию, спасти всех угнетенных, но мы можем прорепетировать это. Все же лучше, чем обсуждения на кухне.

 

Юрий Кручак: Каковы ваши ожидания от проекта «В центре сообщества»?

Яна Салахова: Когда говорили с актерами, многие из них отмечали, что все проблемы, которые мы затрагиваем, близки им и важны. Но обычно жители города заговаривают эти проблемы. Жалуются, но не хватает громады, сообщества активных людей, которые могут взять на себя ответственность и начать что-то делать. Постановка может стать попыткой создания такого публичного дискурса. Когда люди видят, что о неких проблемах заявили вслух, в театре, это может повлиять на их отношение к вопросу. Они поймут, что некоторые вещи можно и нужно выносить на публичное обсуждение, например, на открытом заседании горсовета.

Мы хотим показать, как можно поднимать проблемные вопросы. Возможно, в зале будут зрители, которые узнают ситуацию. А ощущение единства иногда может стать толчком к созданию комьюнити людей, к их самоорганизации.

«Нам говорили, что «театр угнетенных» звучит грустно»

Юрий Кручак: В Украине есть аналоги вашему коллективу?

Нина Ходоривская: Есть люди, которые в своей правозащитной или другой активистской деятельности пользуются методикой форум-театра. Но «театр угнетенных» – нечто гораздо шире, там своя философия. Вот, во многих странах есть кафедры или факультеты антропологии. А в Украине – курс антропологии из шести лекций в университете. Можно ли говорить, что в данном университете занимаются антропологией? Разные организации используют кусочек методики, чтобы раскрыть что-то свое, а наш «Театр для диалога» полностью сфокусирован на этой технике и применяет ее для разных групп людей.

Яна Салахова: Есть общественные организации и правозащитники, которые используют форум-театр как инструмент для достижения своих целей, без идеологической составляющей, которую мы пытаемся сохранить. Если мы говорим, что «театр угнетенных» – это театр, сделанный простыми людьми для людей, мы ожидаем, что за этим следует прямое действие. Когда мы начинали проводить семинары, к нам приходили психологи, общественники, которые видели в этом просто интересную методику работы с людьми. Но «театр угнетенных» придуман для того, чтобы человек освободился от угнетения, понял, чего хочет, и действовал самостоятельно. Такие вещи мы не всегда наблюдаем, когда методику используют разные организации.

Нина Ходоривская: Работать с группой людей, чтобы сделать постановку на определенную, пусть и актуальную, тему – нечто отличное от собственно «театра угнетенных». В Африке, например, используют группу людей, чтобы сделать спектакль на «нужную» тему. Люди борются с распространением ВИЧ и СПИДа, хотят как можно лучше проявить проблему, которая их волнует, и делают о ней постановку. Да, спектакль опирается на реальные истории, но не имеет отношения к людям, которые в нем задействованы.

 

Юрий Кручак: Вы проводили семинары в разных городах Украины, например, в Кременчуге. Чем отличается Мелитополь?

Яна Салахова: В Кременчуге я была один день, поэтому какие-то вещи сравнивать нельзя, но некоторые аспекты похожи. В Кременчуге мы делали постановку о молодой художнице, которая мечтает делать перформансы, облагораживать город и сталкивается с устаревшими представлениями горожан о том, как должен выглядеть город. Ее работу не понимают в семье, среди сверстников. И в этом аспекте проект в Кременчуге похож на мелитопольский. Вообще, часто наш главный герой имеет задумку, которая не укладывается в рамки того, что принято в городе. Некие устоявшиеся ценности мешают герою реализовывать то, что он хочет.

Нина Ходоривская: Все зависит от того, кто приходит на семинар. У Яны в Кременчуге была чисто женская группа, как, в общем-то, и в Мелитополе. Я работала в Житомире с молодежью, половине группы не исполнилось и 20, и там было другое видение ключевых проблем. Работали с понятием некой структуры – школы, университета, колледжа – где есть директор-тиран, учителя-тираны и школьники и студенты, которые вроде бы не совсем люди, на них можно орать и все такое. Безысходность, бесправность и так далее. Для участников семинара угнетение было в этом. В сценках всплывали слова «иерархия», «власть», «злоупотребление». В Кременчуге и Мелитополе говорили, скорее, о трудоустройстве и возможностях. Тут есть видение, что если на тебя давят – перейди в другую компанию.

Яна Салахова: Между прочим, в основном на наши семинары приходят женщины.

Нина Ходоривская: Думаю, это перекликается с тем, что название методики – «театр угнетенных». Нам говорили, что это звучит грустно, не нужно упоминать это понятие. Но те, кто доходит до наших семинаров, очень понимают такое. Они чувствуют угнетение и хотят с ним работать. Сейчас у нас отпала идея убрать словосочетание «театр угнетенных» из анонсов. Мы зазываем аудиторию, которой нужно работать с угнетением, и она есть. Большинство участниц семинаров – действительно женщины. Не берусь утверждать, но складывается ощущение, что среди женщин больше, чем среди мужчин, людей, которые чувствуют себя угнетенными и при этом желают что-то изменить. Может, мужчины считают театр недостойным занятием.

Найти себя в музее

Юрий Кручак: В проекте «В центре сообщества» мы работаем в Мелитопольском краеведческом музее. Какие у вас есть предложения по реформированию таких музеев: небольших, в нестоличном городе.

Нина Ходоривская: Удивлена, но половина залов в мелитопольском музее сделаны очень современно. Палеонтологический зал, еще какие-то комнаты с чучелами – это нечто явно советское. А светящийся синим светом потолок в одном из залов создает ощущение приключения. Другое дело, что музей должен работать не только с аудиторией, которая придет смотреть на предметы. Музей должен работать с людьми как таковыми. Каждый музейный работник может вести небольшой научно-популярный курс. Сотрудники могут делать творческие экскурсии для разных категорий людей. В Национальном художественном музее Украины проводят такие события. Там есть лектории для людей разных возрастов, и это классно. Да, музей работает с прошлым, но это не только предметы, но и практики, о которых специалисты знают что-то интересное. Хотелось бы взаимодействия на человеческом уровне.

Яна Салахова: Мне кажется, проект «В центре сообщества» развивается в правильном направлении. В небольших городах достаточно пространств, где люди могли бы что-то делать, но эти пространства построены в определенную эпоху и для определенных целей. Многие такие пространства, в том числе музей, должны учесть интересы и потребности, которые существуют у горожан сейчас. У нас на семинаре кто-то говорил о работающих людях, которые имеют запрос на то, чтобы развиваться. И музей может быть пространством, которое отреагирует на такую потребность: здесь можно проводить лекции, семинары, мастер-классы. Здесь может формироваться некий дискурс. Но это место должно быть свободным, чтобы туда приходили люди из разных тусовок, и им было бы комфортно. В чем-то наш семинар об этом. О модели пространства, где каждый найдет себя. Музей может стать таким пространством, сотрудники могут развивать такое направление, в частности, через проведение разных мероприятий.

 

Юрий Кручак: В Мелитополе у вас появилась идея фестиваля. Расскажите об этом подробнее.

Яна Салахова: Нас вдохновил местный дворец культуры железнодорожников. Там хорошая акустика, сам проект здания классный. На семинаре упоминали, что Мелитополь перестал быть воротами в Крым, и теперь в городе проблема с рабочими местами. Подумалось, что в этом ДК круто провести арт-фестиваль. Пустует зал, он в не очень хорошем состоянии, но под фестиваль можно было бы получить деньги и часть их вложить в ремонт зала и сохранение здания. Можно было бы привести в Мелитополь арт-тусовку. Но просто арт-фестиваль привлечет закрытую группу людей. Расширили идею до фестиваля культуры и бизнеса.

В Мелитополе, как и в любом другом городе, есть ресурсы, с которыми можно поднимать экономику края. Сейчас самое время этим заняться. Но нужно знать, как все построить, чтобы не прогореть. Нужен толчок, вдохновение, знания. Фестиваль культуры и бизнеса мог бы стать толчком для активной части города, у которой есть некий материальный или социально-интеллектуальный капитал. Чтобы там мелитопольцы пообщались с людьми извне, которые преуспели в искусстве или бизнесе. Речь идет о бизнесе, который развивает что-то вокруг себя, о социальном предпринимательстве. Может, бизнесмен часть прибыли вкладывает в культурное образование, в пространства для искусства. Например, симбиоз клуба и арт-центра, завода и выставочной территории.

 

Юрий Кручак: Вы готовы стать частью группы, которая бы запустила подобный процесс?

Нина Ходоривская: Мне интересно попробовать. Немного почитала бы, как организовывать подобные вещи. Возможно, связалась бы с людьми, которые проводят подобные мероприятия, изучила бы заграничный опыт. Чтобы понять, как сделать, чтобы проект получился.