Интервью Юрия Кручака с Владимиром Усом
29 Августа, 2014
Белосток, Польша
Владимир Ус – куратор Ассоциации молодых художников Oberliht в Молдове. Владимир обучался живописи в Кишиневе, культурному менеджменту в Белграде, участвовал в международной программе для кураторов в Гренобле.
Юрий Кручак: Сколько лет ассоциации Oberliht? Какова ее структура?
Владимир Ус: Нашу ассоциацию мы основали в 2000 году, я тогда был студентом 3 курса Академии музыки, театра и изобразительных искусств Кишинева. Целью нашей организации было помочь молодым художникам показать себя, так как студенты не имели возможности выставить свои работы. Тогда мы мало знали о гражданском обществе, объединение было инструментом для реализации практических целей.
Изначально в коллективе было 10-12 художников, мы готовили разные выставки. С помощью ассоциации мы бесплатно получили место в историческом музее, например. Выставлялись в разных городах и селах Молдовы, один проект даже сделали в Приднестровье – мы хотели показать, чем занимаются молодые художники в Молдове, и заодно посмотреть, чем заняты молодые художники в Приднестровье.
Еще мы сделали сайт и информационную рассылку, которая сейчас называется Oberlist, с ее помощью мы сообщали молодежи о возможностях участия в разных выставках и образовательных программах. Этот информационный ресурс вырос, теперь им пользуются не только в Молдове.
Впоследствии много художников из нашего коллектива по экономическим причинам переехали в другие страны, часть людей отказалась от занятий искусством. С нами остался опыт, накопленный за несколько лет – благодаря нему сегодня мы осуществляем большие международные проекты.
С 2006-2007 годов мы стали переосмысливать работу нашей организации. В этот период мы стали актуализировать тему публичного пространства. У нас не было такого пространства, но потребность в нем была – и для работы, и для показа своих работ. В некотором смысле, это вытолкнуло нас на улицу. Сейчас Oberliht – коллектив людей разных профессий с разным опытом работы, мы не только организовываем выставки, но и размышляем о трансформации публичного пространства, развитии региона, государства, общества.
В середине 2000-х мы стали приглашать местных и зарубежных художников для работы в публичном пространстве. Это происходило в формате резиденций, и мы до сих пор работаем в таком плане. В 2006-2008 годах мы подготовили серию проектов под названием «Интервенции»: художники делали работы в публичных местах с целью изменить там что-то. Так мы проверяли, насколько искусство может что-то изменить в мире.
Впоследствии возник проект «Киоск». Проект заключался в установке платформы в публичном пространстве Кишинева, которая бы стала местом взаимодействия художников и сообщества. Платформа реализована Стефаном Русу (Stefan Rusu), он предложил дизайн открытой квартиры, сделанной из бетона – так когда-то создавались квартиры из готовых плит. Квартира до сих пор стоит перед департаментом культуры Кишинева, и до сих пор используется для реализации художественных и социальных инициатив.
Когда мы начали использовать публичное пространство в Кишиневе, поняли, что оно интересно не только художникам, но и бизнесменам, политикам, которые проталкивают в нем свои интересы. Выходит, публичное пространство является конфликтным, в нем сталкиваются интересы разных групп, при этом интересы местных жителей, пользователей этих пространств, игнорируются. В некотором смысле, это дало нам тему для работы, которую развиваем до сих пор. Сейчас мы сотрудничаем не только с художниками, но и с архитекторами, социологами, историками, активистами. Все эти профессиональные группы знают о публичном пространстве, понимают, как оно функционирует, проектируют его. Вместе с социологами мы узнаем потребности жителей определенной локации, с историками изучаем прошлое какой-либо местности, с активистами работаем, когда публичным местам грозит разрушение или исчезновение из-за чьих-то личных интересов.
Юрий Кручак: Как различные социальные группы влияют на деятельность вашей ассоциации? Как эти сообщества коммуницируют?
Владимир Ус: Для каждого проекта мы создаем команды, и на базе проектов объединяются разные люди. Ассоциация, скорее, платформа для объединения программ. Это не институция, но она позволяет инициировать проекты и вовлекать в них множество людей.
Мы не хотим создавать институцию на базе ассоциации, потому что это бюрократизирует работу. Мы пытаемся функционировать горизонтально. Каждый наш проект формирует новые команды, и все эти команды равны в процессе принятия решений. Приоритет создания институций должен быть у государства. Институции должны защищать художников, давать им возможность реализоваться.
Юрий Кручак: Какие программы реализует Ассоциация Oberliht, кроме резиденций?
Владимир Ус: Резиденция – один из форматов, с которым мы работаем. В рамках этого формата мы приглашаем художников, архитекторов, антропологов для обмена опытом. Так представители разных профессий осваивают новый для них контекст. Но эта программа является образовательной и для нас самих – общаясь с разными людьми, мы понимаем принципы их работы.
Другие программы можно связать с «Открытой квартирой» в рамках «Киоска». Так, в 2009 году мы начали программу проекций под открытым небом, постоянно показывали фильмы, связанные с темой публичного пространства, развитием городов, активизмом. Новая для нас тема – политическое кино, с его помощью мы хотим сказать, что в политике принимают участие не только определенные партии, но и обычные граждане. Также в «Открытой квартире» мы показываем видео-работы художников из разных стран.
Еще один наш проект – группы для чтения. Мы с разными ребятами читаем научную литературу по трансформации публичного пространства. Тут философия, социология и многое другое. На базе этого строится библиотека общественного пространства.
Последние два-три года мы проводим социологические опросы жителей мест, где нам интересно работать. Не назвал бы это отдельной программой, это процесс, в который мы постоянно включены.
Юрий Кручак: Насколько велико сообщество, с которым вы работаете?
Владимир Ус: Местное арт-сообщество очень мало, так как независимые институции Кишинева можно пересчитать по пальцам. Публика, которая посещает наши программы, тоже небольшая, и это – проблема, которую нужно решать. Один из способов это сделать – художественное образование. У Центра современного искусства в Кишиневе есть идеи по этому поводу, мы помогаем им развивать их.
Мы работаем не только с художественными комьюнити, но все группы, с которыми мы взаимодействуем, невелики. Студентов много, но архитекторов, которые работают в общественном пространстве, мало. Мы пытаемся развивать это сообщество, приглашаем «наших» архитекторов с лекциями в университеты – там они рассказывают студентам, чем мы занимаемся.
Юрий Кручак: Как бы ты описал свои политические взгляды и, соответственно, позицию платформы, которую вы развиваете?
Владимир Ус: Ассоциация Oberliht – неполитическая организация, но то, что мы делаем, можно назвать политической активностью. Мы пытаемся работать на двух уровнях. На «нижнем» уровне мы общаемся с людьми, сообществами. На «верхнем» – коммуницируем со СМИ, доносим нужную информацию тем, кто принимает решения по культуре. Это работа, связанная с формированием культурной политики, участие в экономических дискуссиях. Также, мы постоянно передаем в Министерство культуры рекомендации по улучшению культурной политики в стране – рекомендации касаются поддержки независимых организаций художников, политики развития городского пространства. Еще один аспект – художественное образование. В трех этих направлениях мы активны. В будущем планируем развивать и другие направления.
Юрий Кручак: Сколько людей работает в вашей организации?
Владимир Ус: На данный момент, это группа из трех человек, плюс бухгалтер. Также помогают волонтеры и стажеры. Кроме этого, мы сотрудничаем с профессионалами из разных сфер, которых приглашаем в свои проекты.
Юрий Кручак: Как принимается решение о создании проекта? Насколько сложно сформировать новую группу?
Владимир Ус: Решения по каждому проекту принимаются командой, которая инициирует проект и развивает его. В ассоциации есть наблюдательный совет из художников-членов ассоциации. Этот совет нужен, чтобы наша организация не изменяла изначальной цели – помощь молодым художникам. Мы задействованы во всех проектах молодых художников и пытаемся поддерживать их. Кроме того, нам интересно помогать обществу в целом.
Юрий Кручак: Прошло практически 14 лет с момента появления вашей ассоциации. Ощущается какой-то результат?
Владимир Ус: В ассоциации было два периода. Сперва существовал коллектив художников, которые проводили выставки в разных городах, потом началась работа с публичным пространством. Второй этап уже имеет результаты, мы реализовали проекты, которые до сих пор функционируют, создали программы, которые работают.
Мы – очень маленькая организация, сложно измерить то, что мы делаем в качественных показателях, потому что таких, как мы, должно быть 20-30. Тогда и результат будет намного заметней.
Юрий Кручак: Насколько сложно развивать Oberliht? Есть ли поддержка власти и общества?
Владимир Ус: Наша организация всегда была финансово независима, держалась на личных ресурсах. И сегодня ассоциация развивается благодаря нам – тем, кто инвестировал свои ресурсы в эту деятельность. Но сейчас нам лучше: мы научились привлекать международные фонды и делать для них проекты, что позволяет развивать наши программы. Мы накопили человеческие и финансовые ресурсы, которые позволяют нам работать на самих себя. Раньше мы просто выживали. Сейчас живем не очень хорошо, но ситуация более стабильная.
Поддержка – вопрос будущего. Несколько лет мы пытаемся работать на «верхнем» уровне, с властью. Для нас это – новое измерение, недавно мы начали образовательные программы, просто читаем теорию, и это формирует понятия о трансформациях публичного пространства и факторах, влияющих на них. Теперь мы можем формировать более адекватные рекомендации для государства, конкретные стратегии.
Юрий Кручак: Каковы механизмы поиска средств?
Владимир Ус: Например, есть международные проекты Европейского Союза для поддержки культурных инициатив. Также мы пытаемся на локальных уровнях участвовать в программах по финансированию культуры, предлагаем, чтобы было больше местных фондов для помощи культуре.
Мы еще не предлагали властям законодательных реформ, но все время освещаем деятельность других независимых организаций, которые государство должно поддержать. Подаются, правда, не нами, различные законодательные инициативы – например, о создании культурного фонда Молдовы. Этот фонд мог бы финансировать независимую культуру, инициативы неправительственных организаций. Еще, разработан законопроект о том, что в конце года граждане могут перенаправить 2% своих налогов на деятельность конкретных организаций. Кроме этого, мы задумываемся о партисипативном бюджете, который будет функционировать на местном уровне. Таким образом, определенный процент местного бюджета будет распределяться между жителями города, и будет идти на поддержки инициатив локального сообщества.
Теоретически, городской бюджет должен быть полностью партисипативным, но будем начинать с небольшого процента. Эта модель уже функционирует в Польше: там во многих городах созданы комиссии, которые изучают предложения жителей, и распределяют деньги между различными местными инициативами. С одной стороны, это вовлекает жителей в судьбу города. Кроме этого, бюджет города распределяется намного эффективней, потому что люди сами знают, что нужно изменить в их дворах: что-то заасфальтировать, где-то отремонтировать канализацию и так далее. Партисипативный бюджет эффективен и демократичнен.