Текст Юрия Кручака
2013
Киев, Украина
Юрий Кручак художник, куратор, основатель платформы Open Place. Изучал сценографию в Харьковском художественном училище, и дизайн среды в Харьковской государственной академии дизайна и искусств. Закончил Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры (специальность живопись).
Есть три основные проблемы в современном культурном контексте, подтолкнувшие нас к более детальному рассмотрению темы – Локальное – новое глобальное: проблема выбора, конфликт интересов и ограниченность ресурсов. Для того чтобы сделать свой выбор мы должны решить, почему одно более ценно и интересно для нас, чем что-то другое. Особенность ситуации заключается также и в том, что мы живем в условиях агрессивной пропаганды потребления и эта пропаганда проникла практически во все части сегодняшнего мира. Поэтому мы должны узнать, как отказаться от этих возможностей, какой путь является самым мудрым.
Другой отличительной чертой современности является также политизация нашей жизни. Большинство политических активистов, сегодня используют художественные средства, чтобы добиться своих целей, иногда искусство выступает как алиби протестных акций. С другой стороны, художники – используя политические методы работы, переходят в область публичной политики, чтобы достичь большей художественной выразительности. В то же время, общество теряет доверие к политическим заявлениям и партиям. Тонкая грань между политическим активизмом и художественной практикой создает противоречия в осмыслении, как первого, так и второго. В результате, эти противоречия поляризуют локальные сообщества, что приводит к конфликтам, которые в свою очередь уводят нас от решения проблем.
Пришло время проанализировать связь между продуцированием искусства, публичным пространством, политикой и обществом, переосмыслить вопрос распределения ролей между художниками, активистами и сообществами. А также ответить на ряд других вопросов, важных по нашему мнению, для сегодняшнего дня. Как можно сделать локальную публику своими сотрудниками и сторонниками? Какие ресурсы мы можем найти и создать для поддержания нашей художественной и социальной практики, работая вместе, на местном и международном уровне? Должно ли искусство учить или же само должно перенимать знания тех групп населения, с которыми работает? Что эффективнее для социальных преобразований и для развития языка искусства – демонтаж границы между искусством и реальностью, изменение «системы» изнутри или возможен третий путь?
Проект Локальное – новое глобальное – это прикладное исследование, развивающееся в виде воркшопов, разрабатывает концепции и событийные сценарии для общественных мест. Эта вереница воркшопов развивает линию исследований того, как создание отдельных проектов и отдельных групп может помочь формированию менее систематизированных форм индивидуального выражения, а также как отдельные личности и группы могут объединяться для создания качественно новых типов институциональных инфраструктур. Таким образом, основная цель заключается в том, чтобы совместно, сообща формировать культурную политику. Необходимо отметить, что это исследование не родилось в результате теоретических или концептуальных размышлений, скорее оно является, неотъемлемой частью практического опыта предыдущих лет реализации платформы Open Place. То есть, это прикладное исследование – выстраивающееся между теорией, практикой, игрой и экспериментом.
Подход, разработанный для воркшопа Локальное – новое глобальное пытается конструктивно переосмыслить и скомбинировать понятия определённости и неопределённости, постепенно внедряя действенную модель, которая неразрывно соединила бы возможности различных социальных групп с кураторской деятельностью. Точкой отсчета в разработке специальной концепции стало создание коммуникативной стратегии, базирующейся на принципах Импорта – Экспорта. Эта стратегия обеспечила возможность физического присутствия в определенном месте представителей различных – художественных, социальных, активистских групп, а также предоставила возможность обмениваться различными типами знания. Таким образом, определённые и неопределённые факторы стали элементами, с которыми работает наш проект.
Результаты исследований показали, что события организованные активистскими и художественными группами, которые планировались как событийные структуры, содержащие в себе определенные сообщения, в общественном пространстве, либо подвергались изменениям, либо оставались не понятыми целевой аудиторией – ключевыми социальными группами. Для структуры воркшопа Локальное – новое глобальное такие реалии означают, постоянный диалог, между определённым и неопределенным, что не является проблемой или отклонением от идеальной модели, а наоборот рассматривается, как возможность развить новый тип процессуальной структуры. Структуры, имеющей гибридный характер, включающий в себя элементы социального, активистского и художественного центров. Структура, которая принимает имеющиеся художественные, социальные, экономические и политические условия и использует их как отправные точки для формирования новых социальных преобразований и развития языка искусства.
То есть воркшоп является динамичной структурой открытой для дискуссии с четко очерченными часовыми параметрами возникающей из последовательного сопоставления отдельных независимых сегментов – карт. Таким образом, часть сегментов вносится организаторами воркшопа а часть участниками. Пространство делиться на автономии – фокус-групп и одновременно, взаимосвязанные компоненты – коллективные обсуждения. В результате имеем сеть возможных траекторий, которые развиваются в разных направлениях. Ролевые модели гибкие – художник может выступить в роли куратора, активист – в качестве художника, а куратор может взять на себя обязанности политика.
Парадоксально, но до сегодняшнего времени, преимущественно считается, что у произведения должен быть один автор. Локальное – новое глобальное исследует и развивает, модель коллективного авторства. Эта методология рассматривает коллективное авторство как серию импульсов, которые могут исходить от разных субъектов и в дискуссии через рефлексии объединяться в единое сообщение, согласованную стратегию и тактику действия. Коллективное авторство – базируется на нескольких линиях поведения, последовательно сменяющих друг друга после достижений определенных целей. Также эта методология опирается на действия и принципы камуфляжа, и сопряжена с методами работы – журналиста, антрополога, психолога и социолога. Фигура творца в этой модели становится “невидимой” и позволяет сосредоточиться на потенциале как художественных, так и социальных практик в области пограничной зоны: между видимыми и невидимыми сферами – активными и исключенными из видимого поля сообществами. Действуя в реальном социально контексте, эта модель дает возможность применять тактики и стратегии способные вызвать на поверхность невидимые процессы, скрытые в толще сегодняшнего культурного пространства, при помощи которых можно трансформировать существующие и создавать новые взаимосвязи между обществом и художественным процессом.
Базируясь на понимании «построение произведения» как аккумулятивного и открытого процесса, воркшоп развивается как последовательность автономных, но взаимосвязанных программных компонентов – нескольких этапов. Метод заключается в том, чтобы в игровой форме предложить участникам самим выявить актуальные проблемы, места и группы людей, а потом сообща интерпретировать смыслы и решить, почему что-то одно является более важным, нежели что-то другое. Идея игры заключается в том, чтобы построить ряд из нескольких категорий карт – своеобразную схему проекта – и объяснить свой выбор другим участникам.
Основная прикладная цель воркшопа в Киеве заключалась в том, чтобы определить возможные пути вовлечения локальной аудитории в художественные и социальные процессы. Главная задача заключается в пяти основных компонентах. Первый – выявить социальные группы, которые ранее не были вовлеченные в художественные процессы. Второй – проявить значимые проблемы для локального контекста. Третий – выявить общественные места, которые могли бы объединить разные социальные группы. Четвертый – выяснить возможные тактики и стратегии взаимодействия с локальными сообществами. И пятый – сформулировать рекомендации для художников и кураторов, которые хотели бы сделать местную публику своими сотрудниками и сторонниками.
Участники работают в нескольких фокус группах, определяют набор, который состоит з трех категорий карт, возможные проблемы, места и социальные группы и выстраивают взаимосвязи между компонентами набора. Далее представители от каждой фокус группы объясняют выбор группы, другим участникам – фокус группам. Затем модераторы воркшопа, представляют две следующие категории карт события – социальная активность, вокруг которой могут объединиться люди и активность (профессиональная деятельность) – методы и стратегии, которые могут быть применены для взаимодействия с разными социальными группами людей. Участники, по необходимости могут предложить свои категории события и профессиональную деятельность.
Таким образом, воркшоп Локальное – новое глобальное содержит в себе свойства коммуникативного центра и творческой мастерской. Он является одновременно, и школой, и рабочим пространством, и дисплеем. Становится платформой для критического осмысления и делает возможным появление новых форм взаимодействия между людьми.